Конкурентоспособность коммерческого банка
Диссертация — Методические подходы к оценке конкурентоспособности коммерческого банка
Методика оценки действительной текущей конкурентоспособности коммерческого банка
Как мы видим из приведенного выше анализа, конкурентоспособность коммерческого банка имеет ряд видов, и, следовательно, подходы, используемые для ее оценки, должны учитывать специфику положения конкретного банка, его отношение к развитию конкурентоспособности, задачи оценки и т.д. поскольку подходы к оценке конкурентоспособности должны корректироваться в каждом конкретном случае.
Разработка методики, подходящей для оценки любого вида конкурентоспособности, представляется невыполнимой задачей, поскольку и лица, заинтересованные в анализе, и ситуации, в которых функционируют банки, настолько сложны и многообразны, что достоверность подобной методики вызывает сомнение. Поэтому целесообразным является разработка методики оценки конкурентоспособности в зависимости от ее вида и конкретных задач, стоящих перед исследователем. В частности, на начальном этапе управления конкурентоспособностью банка необходима оценка действительной текущей общей конкурентоспособности на всей совокупности рынков, что позволяет определить фактические параметры конкурентоспособности и на этой основе спланировать мероприятия по повышению конкурентоспособности. Методика должна позволять оценить не только конкурентные преимущества, но и конкурентные упущения банка.
Требования к методике: использование показателей, наиболее полно отражающих факторы конкурентоспособности банка и его состояние в настоящий момент времени; относительная простота применения (возможность обойтись без специальный программных средств, сложных вычислений, использования большого числа экспертов, что часто не под числу большинству банков); отсутствие дорогостоящих и трудоемких процедур оценки; возможность получения единого показателя, выражающего конкурентоспособность банка, и возмож-
ность сравнения показателя конкурентоспособности с аналогичными показателями банков-конкурентов.
Методика оценки текущей конкурентоспособности банка должна иметь следующие отличия от методик оценки других видов конкурентоспособности: в ней должны использоваться текущие показатели деятельности банка; базовые значения показателей, с которыми сравниваются реальные показатели деятельности банка, равны одни — нормативным значениям, установленным Центральным банком России, другие — рекомендуемым значениям ведущих экономистов, учитывающим конкретные требования к банкам и особенности их положения (степень самостоятельности банка, стадия развития банка, степень экономической активности в регионе, где функционирует банк и т.д.).
В основе методики оценки действительной текущей конкурентоспособности лежит классификация факторов конкурентоспособности, приведенная в п. 2.1. В соответствии в ней основные факторы конкурентоспособности банка можно разделить на две группы (финансовая и нефинансовая) и четыре подгруппы. Первые две подгруппы относятся к финансовой группе, вторые две — к нефинансовой. Первая подгруппа факторов — финансовая надежность банка, вторая подгруппа — эффективность деятельности банка, третья подгруппа — качественные и количественные характеристики банковских услуг, и четвертая подгруппа — кадровый потенциал банка.
С учетом классификации факторов конкурентоспособность банка можно представить в виде формулы, выразив факторы, отражающие его конкурентоспособность, в числовых сопоставимых величинах:
Кс = Фн+Эд+Бу+Кп, где:
Кс — конкурентоспособность банка в баллах, Фн — финансовая надежность банка (первая подгруппа) в баллах, Эд — эффективность его деятельности (вторая подгруппа факторов) в баллах,
Бу — банковских услуг (третья подгруппа) в баллах,
Кп — кадровый потенциал банка (четвертая подгруппа) в баллах.
Первая подгруппа факторов характеризует финансовую надежность положения банка, его способность выполнять взятые на себя обязательства, возможность стабильного развития банка в будущем, привлекательность банка для клиентов.
Ко второй подгруппе относятся факторы, отражающие эффективность управления банковскими ресурсами, прибыльность деятельности банка. Эффективность и конкурентоспособность организации теснейшим образом взаимосвязаны между собой, поскольку эффективность во многом определяет степень конкурентоспособности и наоборот161.
Третья подгруппа раскрывает конкурентоспособность банковских услуг, их ценовые и качественные характеристики.
В четвертую подгруппу входят показатели, характеризующие кадровый потенциал банка, то есть совокупность профессиональных, квалификационных качеств персонала, которые прямо или косвенно влияют на все показатели деятельности банка.
Приведенные подгруппы факторов являются основными при оценке действительной текущей конкурентоспособности. Все они взаимодействуют друг с другом. Каждая подгруппа факторов имеет различную степень влияния на конкурентоспособность. Степень влияния подгрупп факторов определена экспертным путем (методом опроса руководителей ведущих отделов Ивановского отделения Сбербанка) и отражена в методике путем включения в каждую группу факторов различного количества показателей и присвоения весовых значений количественным значениям факторов. Весовые значения подгрупп факторов:
- финансовая надежность — 0,3;
- эффективность деятельности — 0,2;
- банковские услуги-0,3;
- кадровый потенциал — 0,2.
Каждую подгруппу факторов возможно представить в виде совокупности показателей, с помощью которых факторы раскрываются в полной мере. Для того, чтобы числовые значения показателей стали элементом методики оценки конкурентоспособности, необходимо не только (и не столько) сформировать систему показателей, но и сравнить полученные значения с некими нормативными или оптимальными (базовыми) значениями, которые могут изменяться в зависимости от вида конкурентоспособности, поставленных целей и условий функционирования банка, а затем выразить полученный результат в баллах. Таким образом, каждый показатель имеет фактическое и базовое значение, под которым понимается его нормативное или оптимальное значение. В целях данной работы выбраны оптимальные значения показателей на основе приведенных в экономической литературе данных относительно «идеальной» модели банка и значения коэффициентов на основе установленных Центральным банком нормативов.
Необходимое требование — сопоставимость всех показателей оценки. Для этого их необходимо привести в единую систему измерения. С этой целью предлагается использовать перевод фактических значений показателей в баллы путем сравнения их с базовыми значениями: в случае попадания фактического значения в область нормативного или оптимального значения, данному показателю присваивается оценка в 1 балл; если же фактическое значение не входит в рамки базового, то коэффициенту присваивается 0 баллов.